ХОЖДЕНИЯ ПО ГРАБЛЯМ

КАК РАЦИОН С КОРПОРАТИВНЫМ ДУХОМ КОРРЕЛИРУЕТ

Революция управляющих1 2 3 * глазами Иа-Иа.

выше

ГЛУМОТОРИЙ

1/6: ДЕТИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

ниже

PSYСHOTRON: ЭПИЛОГ

 

 

,,...В мире, где будет выгодно быть россиянином, - возразил я, - хотя бы человек не имел ни капли славянской крови. Как Абрам Ганнибал. Все теории, основанные на общности крови, - идеология идиотов и руководящих ими подлецов. Общность культуры - уже существеннее, хотя можно плясать в чуме под бубен и быть при этом россиянином. Тот, кто осознал себя россиянином, тот им и стал, будь он хоть папуас с кольцом в носу, и нечего тут усложнять. Все продуктивные идеи просты, очень просты.

- А если твой папуас не захочет становиться россиянином? - спросила Надя (выделено Ч.П. : ).

- Захочет. Почему чехи вдруг решили, что они скорее немцы, чем славяне? Что, обратный процесс не возможен?

- А почему ижоры вдруг решили, что они ижоры, а никакие не русские, как по паспорту? Почему кумыки никогда не захотят именоваться лезгинами и наоборот? Почему баски никогда не...

- Их проблемы!

- А по- моему, это проблема глиняных ног колосса. Кстати, контрпродуктивные идеи тоже, как правило, очень просты...’’

Александр Громов, ,,Завтра наступит вечность’’.

 

Текст 01

,,Сколько волка ни корми, он всё равно в лес смотрит.’’

Пословица

       

 

 

Есть мнение, что в постиндустриальную эпоху (особенно на втором её уровне - в корпоративном обществе) борьба ,,приобретает не чисто конкурентный, а гораздо более конструктивный характер <...> ,,возгонки’’ по уровням предпринимательских схемУправление собственностью. Это не та конкуренция, при которой сильнейший перегрызает горло всем остальным. Это конкуренция, при которой моей целью является включение чужой схему в свою. Если мне это удастся, я, естественно, получу все прибыли, и Ваши в том числе. Но Вам-то станет лучше, а не хуже,

- Ч.П. Звучит парадоксально, но вот пример из современной экономики:

,,В.Криворотов: Возникает вопрос, каким же образом все это получается: вы отдаете рабочему прибыль, и при этом у вас еще что-то остается? Ответ элементарно прост. Если происходит постоянный и стабильный экономический рост, рост эффективности производства, – параллельно с ним может расти и уровень жизни. Предприниматель отдает всю прибыль, но только не сегодняшнюю, а вчерашнюю. Однако поскольку свежая прибыль больше, возникает постоянный уровень прибыльности за счет экономического роста. Уровень заработной платы отстает от роста производства. Но как только экономический рост затухает, – вы закономерно прогораете. Хорошей иллюстрацией может служить кризис семидесятых годов в США, когда темп производства прибавочной стоимости сравнялся с темпами инфляции, и жизненный уровень подогнался под экономический рост. Чернышев: Таким образом, им совершенно необходимо практически осуществлять заветный закон планомерного и пропорционального развития. Криворотов: Вот это-то и самое странное. Возникло общество, само существование которого возможно лишь в непрерывном развитии.’’ -

потому что включение схемы в объемлющую метасхему не убивает ее, а наоборот, создает для нее максимально благоприятную макросреду, в которой она стабильно работает. Понятно, что Вы чисто идеологически хотели бы жить в девственном лесу свободой жизнью. А тут в какой-то момент выясняется, что вокруг Вашего участка леса появился забор, внутри него прекратилась зима, исчезли волки и ядовитые колючки, и стало очень много грибов.’’

(С.Чернышев).

- ,,Не надо злиться на москвичей и питерцев за то, что у нас есть несколько хороших дорог и много дорогих магазинов. Это нам просто повезло. Люди, которые их построили, очень хотят, чтобы мы покупали побольше арбузов.’’ (,,Вот такие арбузы’’) -

Таким образом, перспективы рисуются радужные. Но, как бы не концентрировались предприниматели на быте, существуют ещё и нравы:

,,Сидела птичка на лугу...

Подкралась к ней корова...

Ухватила за ногу,

Птичка будь здорова!’’

(,,Капитан Врунгель’’).

Штука в том, что планета у нас коммунальная; как говорится, народонаселение растёт, а количество ума в вороньей слободке - константа. Дело пахнет керосином!

,,И, как выразился в сходных обстоятельствах Глеб Павловский, вы в этом вскоре убедитесь’’ (с).

Конкретнее: И жили они в Помпее долго и счастливо. И умерли в один день. (с)

 

 

Революция управляющих (с), или Неудержимая власть? (с)

,,Из какого материала надо изготавливать проволоку, для того чтобы

обеспечить телефонную связь с Луной? Вопрос повисает в пустоте.

Неявно (и от этого особенно назойливо) навязываемая ,,проволока’’

отвлекает от подлинной проблемы: разработки технологии

беспроводной передачи данных.’’

Сергей Чернышев

       

 

 

Цели, ценности и идеалы – некие инварианты культуры, которые реализуются через нас. Поэтому для того, чтобы они реализовались в решениях, надо, чтобы люди, которые принимают решения, были причастны этим целям, ценностям и идеалам, только и всего. В той мере, в какой они будут причастны к ним, они смогут договориться друг с другом.

Надо только позаботиться о том, чтобы люди действительно были им причастны. С их помощью они запросто поймут друг друга, и в конфликтных ситуациях будут исходить из сходных, совместимых стереотипов. В рамках стереотипов они могут принадлежать к разным укладам, и как представители разных укладов они будут бороться. Скажем, могут столкнуться представители традиционного, культурного и цивилизационного укладов, но при этом в эпоху постмодерна для них гражданская война перестает быть неизбежной.

/С.Чернышев/.

Итак, принцип ясен. Осталось уточнить, каковы в этой игре шансы выпадения трёх ,,вишенок’’.

Начнём с того, что сейчас можно выделить минимум два принципиально разных культурных слоя, и, за редким исключением, их вершины не совпадают. Дифференциация выражается в первую голову как оценочная матрица: когда через Достоевского ,,неуд’’ комиксам про Супермена выводят (или наоборот) - это как раз и есть наш случай.

Влияние Культуры - полагаемой базисом существующей цивилизации - тает. ,,Национальные культуры’’ европейской закваски не выдерживают гонки технологий на рынке удовлетворения психических потребностей. (См. ,,О ЖИЗНИ НА ОБИТАЕМОМ ОСТРОВЕ’’: ,,РЫНОК ДУХОВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ’’).

- Во! Особенно мне одна песня нравится - там как будто кто-то полчаса дрелью сверлит. /В.Антонов/ -

Число социальных единиц (читай: покупателей и избирателей) предпочитающих моду, явно больше слоя качественных носителей культуры; при отсутствии яркого классового неравенства (т.е. главном достижении демократии) перевес будет понятно в чью пользу.

- Мы живем в мире победившей мифологии и всесокрушающего инфантилизма. Страшно подумать, сколько народу до сих пор свято верит, будто экономику Советского Союза развалил жирный уродец Гайдар, а рождаемость в стране фатально уронил алкаш Ельцин. Напомни им про ,,косыгинскую реформу’’ и панические отчеты ЦСУ СССР по демографии - реально схлопотать в табло.

Штампы, клише, мифы. Принимается как аксиома - массовый потребитель (далее МП) берется не за душу, а за момент узнавания. Он любит то, что может объяснить себе. Он хочет вопросов под свои готовые ответы. Не путать с ответами на готовые вопросы, это уже не совсем МП.

/О.Дивов/.

,,О ЖИЗНИ НА ОБИТАЕМОМ ОСТРОВЕ’’: ,,АРКАНАРСКИЕ ПРЕЛЕСТИ - MADE IN RUSSIA’’ -

Как говорил В.Ленин: ,,Идея, овладевшая массами, становится материальной силой’’. Очень точно сказано. Материальная сила эгрегора проявляется только при наличии носителей  данного художественного мыслеобраза, т.е., при наличии индивидов, сознание которых принадлежит данному конкретному эгрегору, и которые в своих действиях следуют соответственно этому мыслеобразу. Сила эгрегора зависит от количества людей, находящихся по его влиянием; степени этого влияния; способностей тех, кто создал и поддерживает эгрегор; времени его существования. /,,Понятие эгрегора и логические круги’’/.

Когда-то вопрос решался грубо и просто: через привелегии и госзаказ.

Сейчас у нас начинают востанавливаться традиции выращивания класса носителей, причём - поскольку миллиардные обороты индустрии масс-культры сманивают у ,,культурных фондов’’ хорошую часть творцов в расцвете сил, и современная культура в определённых кругах огульно некотируется - на основе материала столетней и более выдержки. Оно и понятно: проверенный контент, ожидаемый результат...

- Кстати, об образцовом Alliance Francaise: его успехи на ниве просвещения безусловно колоссальны. Только результирующая не в пользу европейской цивилизации получается. Эгрегор аборигенов сдаёт свои позиции. Ситуация не безнадёжная, но критическая. -

И вот вам исторические примеры, - случаи, когда чирей вскочил, казалось, на чистом месте: Афганистан в начале 70-ых годов - ещё мирная, развивающаяся страна; до 91-го танки в Москве видали только на парадах, и до 93-го они не стреляли. Будённовск, тихий провинциальный город...

Очевидно, если человечество развивается по спирали, то ,,человечность’’ здесь - угол в полярной системе координат.

,,Что наша жизнь? Холмы, холмы... В небо! И строго назад.’’ (Д.Арбенина).

- Исход столкновения этносов зависит от двух причин: их уровня пассионарного напряжения, а также его направления (увеличение или снижение) и от комплиментарности (положительной/нейтральной/отрицательной) контактирующих суперэтносов. Первый вариант развития контакта это ксения - устойчивое сочетание двух этносов, в котором один - ,,гость’’ - вкрапление в теле другого, живущий изолированно и заполняющий свободную экологическую нишу, не нарушая этнической системы ,,хозяина’’ и занимая в её иерархии место одного из субэтносов. Другим вариантом контакта является симбиоз - случай сочетания двух или более этносов, в котором каждый из этносов в одном и том же географическом регионе занимает свою экологическую нишу, свой ландшафт. При этом этноценозы пространственно не пересекаются, а стереотипы поведения не испытывают существенных деформаций. Гомеостатические этносы легко превращаются в субэтносы более пассионарных соседий, а пассионарные - занимают равноправные места в суперэтнической иерархии.

Но эти два сравнительно мирных типа контактов достигаются при положительной или нейтральной комплиментарности взаимодействующих этносов. В противном случае образуется химера. Для её возникновения необходимо, чтобы один из этносов испытывал снижение пассионарного напряжения. Суть химеры в разрушении стереотипа как такового. Возникая на рубеже двух-трёх оригинальных суперэтносов, химера противоставляет себя им всем, отрицая любые традиции и заменяя их постоянно обновляемой ,,новизной’’.

/Л.Гумилёв/ -

Вам это определение ничего не напоминает? Например, карусель кумиров в ,,телевизионных демократиях’’?

- ,,Существует легенда, что современный шоу-бизнес зародился не где-то на Западе, а высоко в горах Абхазии: там одарённые вокальными данными чабаны без всяких технических ухищрений удерживали аудиторию в пять, а то и в шесть тысяч баранов.’’ (с).

См. также: ,,Однако, тенденция’’. -

,,Однажды мы проиграем. Как? Когда? Почему? - пусть над этим думают головы поумнее моей. С меня довольно и Основного Постулата. В популярном изложении он очень прост: однажды нам очень крупно не повезёт.’’ (,,Шаг влево, шаг вправо’’).

(О ЖИЗНИ НА ОБИТАЕМОМ ОСТРОВЕ’’: ,,О ДИВНЫЙ НОВЫЙ МИР!’’).

 

 

Поэт и толпа (с)

,,Поэт по лире вдохновенной
Рукой рассеянной бряцал.
Он пел - а хладный и надменный
Кругом народ непосвященный
Ему бессмысленно внимал.’’

А.Пушкин

       

 

 

Инфантильный тип личности, оперирующий именно что категориями катит-не катит, не способен к пониманию высокосложных произведений. Игра нюансов требует ,,культуры восприятия’’, слагаемой из способностей (слух, как ухо+мозг; зрение, как глаз+мозг и т.д.) и владения каноном. (Есть такой принцип в философии: чтобы для того, чтобы началось творчество, нужно овладеть каноном. Вы собираетесь быть Бетховеном, не имея представления ни об арфе, ни о пианино, не зная, как нажимать клавиши? /В.Криворотов /).

Уставший на работе представитель среднего духовного класса ищет отдыха. А информации, чтобы проскакивать через сознание, как свекле через гуся, нужно /Ф.Ницше/ быть на ступеньку ниже - скажем так - информационного уровня индивида.

Применительно к России: жить в культурном пространстве, созданным Пушкиным, Чайковским или Левитаном, могут только несколько тысяч специально обученных корпоративных предпринимателей (,,ЦКП – это дело, время и место встречи трех суженых: учителя, мастера и ученика , которые сливаются в предустановленной гармонии предпринимательской корпорации, чтобы спасти отечество’’), немногим большее число выпускников консерваторий и театральных ВУЗов (чуть не поголовно страдающих синдромом творческого интеллигента); да ещё редкие умники-энтузиасты, - но сколько тех, кто в промежутке между двумя работами, семьёй и сном успевает ещё и вдумчиво почитать? Отнимим от них тех, кто Тургеневу предпочтут Гессе (на языке оригинала), и обнаружим на этой трубе легион огородных маргиналов со взором горящим и ,,море равнодушных’’.

Смешение идеальных чистых типов - возмём привычные критерии - Читателя и Нечитателя даёт реальную картину: ,,обычный человек’’ то погружается в мир духов верхней тундры, то бултыхается в обратную сторону, попадает в противотечения и, утверждая торжество мейнстрима над стохастическими флуктуациями, медленно дрейфует прочь от заветов школьной программы к калейдоскопической круговерти просто марий, крутых техасских рейнджеров и на-най. Названия меняются, архетипы остаются.

- ,,Приходится подчас вплотную соприкасаться с новым человеческим материалом, репрезентативным типом современного периода нашей революции. Наблюдаешь этот материал в конкретной работе. И всякий раз впадаешь в озадаченное раздумье: мыслимы ли, возможны ли действительные успехи, подлинная победа с таким личным составом, с таким руководством? Разум мрачно бубнит: немыслимы, невозможны.’’ (Н.Устрялов)

,,Бардак кажется самодовлеющей стихией лишь по незнанию. Его устраивают люди.’’ (А.Громов) -

К месту будет вспомнить и такое: ,,два миллиона леммингов не могут ошибаться!’’

Впрочем, демократия - демократией, а кто - стадо, и кто - пастухи? И стадо это - или стая... К социальной динамике мы обязательно вернёмся, а сейчас просто ещё раз назовём действующие лица:

- Есть мнение:

,,Общество состоит из трёх слоёв. Верхний слой - высоколобая интеллигенция, это продвинутые люди, которым нужны качественная литература и качественное кино. Нижний слой - маргиналы (пьяницы, бомжи и разные жлобы), которым не надо ничего. А между ними - широчайший слой людей, которым необходимы все эти ,,санты-барбары’’. Для них такие сериалы - вся их жизнь.

Я недавно была на фестивале ,,Кинотавр’’. Убедилась, что хорошего кино мало. Но его много и не бывает. Потому что лев рождает одного, а кошка - восьмерых. А заполнять пустоту чем-то надо.

Даже если я буду говорить: ,,Ах, как это плохо! Ах, как было бы хорошо...’’, всё равно всё останется так, как есть. Потому что иначе не бывает.’’

(В.Токарева).

В пацифистическом контексте - бэ-э-э! - это значит: увидеть Майкла Джексона и умереть!.. -

Случаи интереса к ,,нацтрадициям’’* Год лемминга в большей половине случаев - формальность; часто отдают ,,патриотизмом городового’’, и вообще могут плохо кончиться:

- Однажды она возвращалась с базара переулком Великих Свершений и была встречена тремя молодыми людьми в форме НС (национальная самооборона). Мальчики - им было лет по семнадцать - попросили её прочесть наизусть стихи Пушкина. Оксана вспомнила стихотворение про памятник и начала читать, но забыла третью строчку. Мальчики нахмурились и сжали руки на рукоятках резиновых дубинок (дубинки были обязательной деталью формы, а грозное нахмуривание бровей специально тренировалось на самоподготовке).

- Я про памятник забыла, я вам другое расскажу, - сказала Оксана и увидела звериную радость в глазах мальчиков. Почему мы так несправедливы к зверям?

- Ты слышал, что она сказала?

- Я думал, мне это показалось!

- А как же, она сказала ,,про’’.

- Ах ты малоросска ...чая!

- А что, по-русски ,,про’’ не говорят? - удивилась Оксана. Она смутно помнила школьные наставления о том, что по-русски говорят ,,о’’.

Мальчики вытащили дубинки и окружили её кольцом.

- Я у Пушкина ,,про’’ читала! - закричала она.

- Ты Пушкина не трожь! Я за Пушкина тебе ремни из спины резать буду!!! - входил в истерику белобрысый мальчик с мутными глазами.

,,Надо же, как он поэзию любит!’’ - подумала Оксана.

- А правда читала! - снова соврала она.

Спор окончился тем, что мальчик сбегал в ближайший киоск и купил том Пушкина. Довольно скоро выяснилось, что Пушкин действительно иногда пишет ,,про’’. Мальчики из НС смутились и предложили проводить её до дома. Она не отказалась от предложения.

По пути они вежливо и даже чуть церемонно беседовали о национальных вопросах, о литературе, и, в частности, о Пушкине. Прощаясь, белобрысый мальчик с мутными глазами сказал:

- Всё же зря Пушкин писал ,,про’’. Ему повезло, что он жил в то время. Если бы он жил сейчас, то наши ребята бы ему за эти ,,про’’ ремней бы из спины нарезали.

/С.Герасимов/ -

Отсюда - памятка: граница ума задаёт предел восприятия.

Очередное хождение в народ (А.Силаев) оборачивается ,,телефоном для глухих’’ /А.Столяров/. Воспарившие мыслью добрые мудрецы могут растолковывать ,,что делать’’ хоть до посинения. Электорат - в чём вы вновь сможете убедиться на ближайших выборах - услышит из всего контекста только то, что ему близко и понятно. Например, ,,чурка - страшный зверь’’: ,,Чурка в Москву с гор приехал. Глаза у Чурки злобные, харя небритая, зубы золотые, рубаха черная, в полосочку. У Чурки в Москве всё схвачено. Чурка Ментам деньги заплатил, и они ему Потворствуют. Чурка в Москве Рынок держит. Простой Бабушке семечкой торговать не дает. Чурка в Москве Бензоколонку держит. Бензин ослиной мочой разбавляет. Чурка в Москве Коммерческую Палатку держит. Паленое Мальборо втридорога продает. Чурка по Москве на Джипе ездит. Если увидит Чурка Русскую Девушку - то хватает ее, тащит в свой Джип и там насилует-убивает. Подл Чурка и мерзок. Всё Русское Чурка ненавидит, на всё Святое Чурка плюет. Если поднимутся Русские Люди и завалят Чурку, то сможет Простая Бабушка семечкой торговать и будет Счастье (выделено Ч.П.).’’ (,,Про врагов’’).

Круче может быть только такое:

,,Объясняю: чтобы всякие мудацкие рыла не сравнивали нашу Великую Россию с гитлеровской Германией, принято решение: для отличия от человеконенавистнической политики Гитлера слабоумных граждан двинуть в рост. Вот на Западе всякие мудаки кичатся тем, что слабоумные граждане у них клеят коробочки, вьют веревочки и подстригают газончики. Правильно, вроде со стороны красиво. Но это своего рода шовинизм! А если слабоумный гражданин желает работать на иной работе? На его пути встают непреодолимые препоны. Поэтому принято решение: направить слабоумных граждан на работу в органы. С текущего момента каждому оперативному уполномоченному придается один слабоумный гражданин в качестве напарника. Со всеми вытекающими последствиями.’’ (,,Год мудака’’) -

Ликвидация неграмотности - начало лебединой песни массового прогресса. Вот вам ответ на любой наиразумный довод: не знаю, и знать не хочу! (,,О ЖИЗНИ НА ОБИТАЕМОМ ОСТРОВЕ’’ - ,,О ДИВНЫЙ НОВЫЙ МИР!’’)

- ,,Поезд ,,Москва - Нижний Новгород’’, подъезжаем к Дзержинску, взгляд из окна: на гараже написано ,,России - русский порядок!’’. Лучше всего пресловутый русский порядок, являющийся идеалом автора лозунга, иллюстрировала огромная куча мусора перед гаражом.’’(Ариох) -

,,Девиз российского общества: per aspera ad anus.’’ (Ю.Нестеренко).

Итого: революция управляемых катастрофически бессмысленна.

 

 

* * *

 

Итак, потребность общества в специально отобранных и подготовленных управляющих кадрах более чем подтвердилась.

Повторим - Криворотов: Возникло общество, само существование которого возможно лишь в непрерывном развитии.Чернышев: Таким образом совершенно необходимо практически осуществлять заветный закон планомерного и пропорционального развития.

Для решения этой задачи и созданы Русский университет, Центр корпоративного предпринимательства, Фонд кадровых инвестиций и другие проекты РИ.

Русский университет С.Чернышев

Симптомы и структура проблемы

За каких-нибудь пять лет лицо российской власти неузнаваемо изменилось. Личностный потенциал государственного аппарата неизмеримо возрос: “во власть” пришло новое поколение тридцати- и сорокалетних, обладающих высоким уровнем образования, динамизмом и современным кругозором. Российский госаппарат сегодня — один из самых интеллектуальных в мировой истории. Горький парадокс в том, что эффективность его деятельности ниже всякой критики и продолжает снижаться. И можно с уверенностью утверждать, что такое положение дел не изменит ни приход к власти политической оппозиции, ни сколь угодно энергичная кампания по борьбе с “коррупцией” или “бюрократизмом”.

Задача Русского университета

Задача Русского университета — кадровое обеспечение процесса решения проблем российского развития в современных условиях.

Выражение процесс решения проблем здесь означает сознательно реализуемую в деятельности субъекта общественного развития методологию, технологию и индустрию принятия организационно-управленческих решений.

Но под вопросом достаточность предпринимаемых действий, - для ,,самого существования’’. ,,Гражданская война перестает быть неизбежной.’’ А дальше?

 

 

Диссида

,,Точка зрения зависит от места сидения. ’’

Н.Кравчук

       

 

 

Даже при 100% тождестве набора символов остаётся простор для их интерпретации, - вплоть до диаметральной противоположности выводов, о чём свидетельствует история гражданских войн (в т.ч. завядших или задавленных на ранней стадии).

Примечание:

- Положительная комплиментарность - это безотчётная симпатия, без попыток перестроить структуру партнёра; это принятие его таким, каков он есть. В этом варианте возможны симбиозы с попытками перестроить структуру объекта, либо уничтожить её; это нетерпимость. При этом варианте возможны химеры, а в экстремальных коллизиях - геноцид. Нейтральная - это терпимость, вызываемая равнодушием: ну и пусть его, была бы только польза, или хотя бы не было вреда. В этом случае чаще всего идёт либо потребительское отношение к соседу, либо игнорирование его. Этот вариант характерен для низких уровней пассионарного напряжения.

Проявление комплиментарности не зависит от государственной целесообразности, экономической выгоды, или от характера идеологической системы... И всё же феномен комплиментарности существует и играет в этнической истории если не решающую, то весьма значительную роль! Как же его объяснить? Сама напрашивается гипотеза биополей с различными ритмами, т.е. частотами колебаний. Одни совпадают и создают симфонию, другие - какофонию; это явно явление природы, а не дело рук человеческих.

/Л.Гумилёв/ -

Что само по себе отнюдь не контрагумент в отношении провозглашённого курса на причастность к общим ,,целям, ценностям и идеалам’’ (т.е. ценностно-ориентированное единство).

- Множество деятелей демократической культуры честно уверены, что действительно помогают изживанию недостатков. Ощущение собственной порядочности - как правило, вполне оправданное, - которое щедро сдобрено к тому же искренним состраданием к обездоленным, искренним неприятием почти любой несправедливости служит для них абсолютным внутренним доказательством их постоянной, нерушимой правоты.

Только вот понятием недостатки у них покрывается слишком многое.

В ,,недостатки’’ у них попадает само существование России как таковой, и остальные, конкретные претензии к ней в конечном счёте лишь этим и объясняются.

И дело отнюдь не в их порочности или злом умысле. Дело в выборе той или иной цивилизационной мифологемы в качестве ориентационного идеала; а гримасы эти, в свою очередь, обусловленны тем, что большинство нынешних демократов внутренне являются уроженцами Запада.

/В.Рыбаков/.

(,,ХОЖДЕНИЕ ПО ГРАБЛЯМ’’: ,,PSYCHOTRON - 1/6: ДЕТИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ’’ - ,,...а в результате - подвиг’’) -

- Формирование личностей идеологов последней волны национализма в советских республиках большей частью происходило в условиях русской культуры и духа интернационализма: часто - десятилетия работы в русских коллективах, в половине случаев - высшее образование на ,,русском потоке’’, иногда - русские школа и детский сад, бывает что и жёны - славянки (про мужей данных нет).

Например, первый министр культуры ,,вновь освобождённой’’ ЛР, ,,любимейший маэстро 15 братских республик’’ Р.Паулс (женат на русской из Крыма) - в бытность свою попечителем министерства культуры - как-то не то забыл, не то упустил из виду интересы русских налогоплатильщиков. По оставлении отвественного поста не то память, не то зрение восстановились, зато по вхождении в Сейм с депутатским мандатом откуда-то появилась ксенофобия (наверное, тоже прошла по партийным спискам), по выходу же из стен высшего законодательного органа чудесное исцеление происходило вновь и вновь, - см. также: ,,ХОЖДЕНИЕ ПО ГРАБЛЯМ: PSYCHOTRON’’ - ,,1/6: ДЕТИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ’’ - Положение российских ,,инославных’’ сопоставимо с положением инакоговорящих в Латвии).

Таким образом, кроме явных и скрытых диссидентов в рядах националистов оказались и свои в доску ребята, которым хватило малости чтобы идентифицировать себя отдельно от ,,русскоязычных’’; две с половиной личные обиды за всю советскую жизнь, количество (считая от нуля) двоюродных дедушек-полицаев и замученных коммунистами в далёкой Сибири дядюшек испытываемой ненависти никак не пропорциональны; тут же рядом можно найти кучу примеров, когда люди не пользуются и более серьёзными предлогами для обид. -

,,Язык на самом деле не ограничивается словами – это только нижний уровень. Язык – это некоторый лес духов; вроде толстолобого, хитрого, хищного и одновременно доброго медведя, тотемного зверя. И знаки, которые мы подаем друг другу – это сигнальная система традиционного общества, это еле заметные глазу различия в одежде и в манере поведения: человек ставит мокасины носками вместе – он наш в доску, а этот носками врозь – не наш. Сердце затрепетало в груди, когда я после долгих странствий увидел людей своего племени, то, как прекрасно они движутся – именно так, как наш тотемный зверь медведь и велел.’’ (С.Чернышев).

- Поэтому общность светской культуры (а то и языка) русской элиты с французами не помешала нашим организовать Бородино.

Так же, только совсем наоборот: Варфоломеевская ночь. -

 

 

Культура vs натура

,,Из бесчисленной, по-видимому, лжи, созданной

для управления стадом, один из наиболее живучих

мифов – что посредством тяжелой работы, долгого

обучения и самодисциплины любой может

превратиться в мудрого, находчивого, материально

и эмоционально успешного индивида, способного

на великие свершения.’’

,,Слабаки...’’

       

 

 

,,А ещё говорят, что личность - всегда продукт внешней среды. Врут, причём нагло. У меня своя собственная среда, исключительно для внутреннего употребления.’’ (А.Громов).

-О единомышленниках и откуда они берутся - см. здесь (,,О ЖИЗНИ НА ОБИТАЕМОМ ОСТРОВЕ’’: ,,ЧТО НАМ СТОИТ ДОМ ПОСТРОИТЬ?’’ - ,,Взаимодействие разумов’’); всё остальное - животноводство. -

Целеполагание каждый созидает себе из собственных чувств и данной традиции; поле символов (,,карта реальности’’) задаёт границы этой сферы деятельности.

Уточнения:

- осмысленность процесса: раз на раз не приходится;

- традиция: даже если она одна на всех, каждый конкретный случай норовит уникальным получиться (индивидуальные обстоятельства жизни; опять же - особенности специфики мышления, когда овца действует согласно, баран - вопреки, дурак необучаем, а умный всё больше своим умом живёт);

- психологических типов (вот мы и дошли!); это, пожалуйста, к Юнгу, а также сюда: ,,Типы поведения людей и их характерные черты’’ (Dry Blood Beast). -

Ценностные ориентации - это особое субъективное и индивидуализированное мотивированное отражение в психике и сознании индивида или группы собственных потребностей и ценностной системы своей социальной среды. Ценностные ориентации позволяют субъекту ранжировать объекты окружающего мира и мотивы поведения, и сами выступают в качестве побуждающих стимулов, приобретая функцию регуляторов поведения.

- Знание ценностных ориентаций позволяет понять общую направленность сознания и поведения. Например, для верующих свойственна специфичиская система ценностных ориентаций, в которой главенствуют религиозные заповеди и догмы, проповедуемые вероучением и связанные с объектом поклонения, действиями этого объекта, его отношением к миру, к человеку. Земное при этом подчиняется неземному, естественное - сверхъестественному. При подобной субординации ценностей все ,,мирские’’ ценности, происходящие из ,,земных’’ потребностей и интересов индивида и общества, рассматриваются как второстепенные. -

/,,Социальная психология. Словарь-справочник’’/.

Ценностно-ориентированное единство: отношения между членами группы носят опосредованный совместной деятельностью характер, выражением чего является совпадение для членов группы ориентаций на социальные ценности совместной деятельности. /А.Петровский/.

 

 

Мы с тобой одной крови, мы небесных кровей!.. (с) ,,Ночные снайперы’’

Автору ,,В мире животных или... ни слова о сексе’’ посвящается

 

 

Духовная общность сама по себе не является достаточным условием для ,,согласования интересов’’; для этого нужны ещё желание и способность к сотрудничеству.

Проиллюстрирую мысль на примере животных.

Так, страшный зверь крыса отроду имеет отличные способности для существования в условиях [жёстко иерархированной] социальной структуры. Поскольку характер тех же дворовых пасюков разнится примерно в том же диапазоне, что и у людей, отсев в течении нескольких поколений уж слишком свирепых хомофобов и совершенно безбашенных экземпляров дал человеку породу животных, прекрасно подходящих на роль ,,меньшего брата’’: даже те из крыс, кого вид чужого человека приводит в ярость, питают искренне нежные и тёплые чувства к членам ,,своей’’ семьи и вполне управляемы.

- Так, крыса даже способна усвоить, что одни вещи - её, а другие - ваши, хотя надо быть готовым к тому, что зверь иногда всё-таки может погрызть провода или утащить ваш шарф.

Апофеоз: утопление платка в унитазе в состоянии аффекта на почве ревности (!). После этого грызун полдня был грустный и тихий, хотя его не били и не пугали криком, - наверно, стыдно стало : ) -

Обитатель нашей средней полосы хомяк обыкновенный (рыже-каштановый - только брюшко и грудка белые - зверёк размером чуть меньше кошки) по складу характера похож на типичного западного украинца или некоторых хуторян белорусского Полесья. Взрослую особь можно содержать только в отдельной клетке или вольере, потому что с сородичами хомяк не уживается. Бросается он и на ухаживающего за ним человека и может сильно поранить руки (прыгает он, к счастью, плохо); при обращении с таким питомцем нужно проявлять особую внимательность и осторожность.

В домашних условиях содержится редко - уж очень злобен.

Ещё одну градацию антропоморфной психики отражает золотистый или, как его ещё называют, сирийский хомячок. Это удивительно добродушное, с нежной, как пух шёрсткой существо часто дарят детям. Действительно, забавный и нетребовательный маленький хомячок может стать настоящим любимцем всей семьи и будет дарить много радостных минут детям и взрослым изо дня в день (случается, что некоторые натуралисты так увлекаются, что, забыв о делах, не могут оторваться от милого зверька по нескольку часов кряду : ).

Поиграв, отнесите хомячка обратно в его клетку (аквариум, большой посылочный ящик). Конечно, это несколько меньше той территории, которую способен использовать для прогулок любознательный зверёк, но ведь иначе кроха, оставленная в квартире без присмотра, легко может попасть в беду. Что же до ,,узилища’’, то анология с узником замка Иф мучит только вас, хомяк абстракциям ,,свобода’’ и ,,права человека’’ не обучен, и, если хомячок ещё не обзавёлся привычкой каждый день ровно в семь часов вечера отправляться на променад по всей комнате (ведь привычки нарушать, как известно, всегда тяжело), то тяготится он только скукой. Поэтому сделайте ему беговое колесо - оно отвлечёт его от мыслей о побеге. * Год лемминга

- А теперь, чтобы подготовить читателей к дальнейшему ходу нашего повествования, отвлечёмся на минутку от грызунов и обратимся к волкам и голубкам:

,,Заприте в одной клетке двух волков - они подерутся, но побеждённый останется жив. А возьмите голубка и горлицу, тех, что по наивному уверению песенки, никогда не ссорятся. Святая невинность не знает греха, и дело кончится убийством слабейшего, причём убийством медленным и жестоким, ибо крошечным клювиком несподручно убивать.’’ (,,Свет в окошке’’) -

Так вот: вряд ли можно рекомендовать селить вместе более двух хомячков. Дело в том, что человека-то они не воспринимают как конкурента, а в природе золотистые хомячки живут всё-таки каждый в своей норке. Совместное общежитие для них не органично, - так что, предупреждаю, не исключена возможность, что кому-то из вашей парочки могут обгрызть хвост и уши.

Когда же рядом оказывается, скажем, десять хомячат, писк над их обителью будет стоять днём и ночью.

Давать им каждому по домику бесполезно: они их зассут, после чего все ломанутся в последний дом, оставшийся чистым.* Год лемминга Кормёжка будет неизменно сопровождаться скандалами. Конечно, в большой семье за столом не зевай, но здесь даже при постоянном и явном избытке ресурсов драка за засохший вчерашний огрызок обычное дело.

Ещё одно наблюдение над семьёй хомячков: есть тихие особи, и есть пара-тройка отчаянных забияк.

Неоднакратно случалось, что драки провоцируют самки. После того, как пара хомяков хорошо сцепятся, прелестница покидает кучу-малу, забиралается на крышку ближайшего дома и с явным интересом наблюдает за кувыркающимимся внизу.

Раздарить хомячат как-то не получилось, но, в конце концов, они стали достаточно крупных размеров, чтобы сбыть их в зоомагазин, - честно говоря, пусть хоть даром.

Итоги седьмой, кажется, недели: выбит один глаз и крепко попорчена вторая шкура; всё остальное - незаметные мелочи и вообще быстро заживёт. Ну, ребята, гоп в одну коробку!

- Ой, какие хомячки! - умилилась продавщица в зоомаге.

Да, хомячки были очаровательны. Прямо жалко отдавать!

 

 

Autro

Папуас папуасу - друг, товарищ и корм

(с)

       

 

 

Вновь и вновь возвращаясь к теме неприятных - мне - особенностей человеческой психики я не открою Америк. Просто повторю и напомню ещё раз:

Сердце обливается кровью, когда я вижу свинью. О, мои бедные, всеми осмеянные хрюши! Как жесток этот мир. Кто поймёт горемычных? Чистоты, чистоты алчет их род! А злодейка-судьба приготовила новую лужу... (,,ХОЖДЕНИЕ ПО ГРАБЛЯМ’’ - 2: ,,ГЛУМОТОРИЙ’’).

Или так:

Воображаемое будущее; планета, тяготеющая к сепаратистам.

- Сепаратисты предпочитали с чудовищными трудностями обживать свои жестокие миры, а Землю обзывали колыбелью вселенского зла. Их тоже можно было понять - со времён страшной Полуночи, убившей девяносто восемь землян из ста, едва минул век, и тем не менее за это столетие Земля умудрилась развязать две межпланетных войны. /О.Дивов/ -

Эмиссар Земли:

,, Иногда…контратакуют, уничтожая нападающих, иногда - нет. Какой-либо закономерности во всём этом уловить не удаётся, за исключением того, что они никогда не нападают первыми. Собственно, это ни для кого не секрет. Вывод?

- Какой тут вывод, - сказал Менигон. - Раз первыми не нападают… Не люди это, шеф, вот и весь вывод.’’

(А.Громов).

,,Спите спокойно - ошибка не повторится’’, - написано на памятнике в Хиросиме.

(,,ВОЕННАЯ ПРОПОВЕДЬ НА ТРОИЦУ", ИЛИ ,,РЕЛИГИОЗНО-НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ В МИРОВОЙ ВОЙНЕ" - 4: ,,ПОЛДЕНЬ, ДВАДЦАТЬЭННЫЙ ВЕК’’).

*

,,Можно долго и в подробностях дописывать приложения, но нельзя изменить основу! Человек - всюду одно и то же, хоть при Игнатии свет Лойоле, хоть при самой расчудесной народной демократии.’’

(,,Год лемминга’’).

Я

PSYCHOTRON: ЭПИЛОГ


Приложения

* ,,...Отличие предпринимателя от бизнесмена в том, что бизнесмен хочет иметь собственность, а предприниматель хочет ею управлять. Поэтому бизнесмен под собственностью понимает какие-то конкретные вещи, или производственные фонды, или капитал, он кидается в сторону собственности и попадает к ней в "невидимые руки". И далее уже не он управляет ею, а она им. А предприниматель начинает разбираться, как устроены различные пласты отношений между собственниками, устанавливаемые этими "невидимыми руками". Он ее разбирает, размонтирует, занимается ее реструктуризацией, стремясь устроить так, чтобы место невидимых рук заняла его рука. Ответ на вопрос, как устроена собственность, решающим образом предопределяет ответ, как устроена предпринимательская деятельность.

Вторая аналогия: как с гравитацией обходится, скажем, создатель самолета. Человек, подражая птице, пристегивает себе картонные крылья, залезает на колокольню и прыгает, дрыгая ногами и махая руками. В итоге падает в лужу, где лягушки квакают. Предприниматель строит нормальный планер, потом и самолет. На него, как и на этого прыгающего, закон тяготения действует, но результат получается разный. Гражданин, который попросту пытается улизнуть из-под действия закона, со скрежетом рушится, а человек, который познал закон, понимает, что закон отныне ему не писан - закон действует на железо, дерево, мясо. Сила тянет нас вниз? Хотите, чтобы она стала ваша? Надо понять, как она действует, и ее присвоить. Сделаем так, что она будет поднимать нас вверх. Или на парусниках давно освоили методы движения против ветра...’’ (С.Чернышев). НазадЭ

 

Александр Громов

ГОД ЛЕММИНГА

(отрывки)

 

*

Демократия - чтобы люди не чувствовали себя рабами, и Службы - чтобы не давать хода тому... чему хода давать не нужно.

Для меня совершенно ясным всегда было одно: кто-то должен сделать так, чтобы на нашей многогрешной, неправильно устроенной планете все-таки можно было жить. И по возможности сделать оптимальными средствами. Мы сделаем. Одна из четырех Служб, или даже сатрапий - плевать, как нас называют. Одна из четырех Контор - мозговых центров весьма разветвленных структур, составляющих Службы. Иногда, в тяжелых случаях - все вместе.

Санитарная Служба. Служба Надзора за Технологиями и Защиты Среды. Аварийно-Спасательная Служба. Служба Духовного Здоровья Населения - эта четвертая побольше трех остальных, вместе взятых.

Четыре столба, подпирающих этот мир.

И попирающих его для его же блага. А теперь можете вынуть пальцы из ушей, я уже все сказал... Нет, благодарю, возражения и контрдоводы меня не интересуют. Нисколько.

- Надо ли ваши слова понимать так, что Службы стоят над правительством?

- Они не над и не под. Они - сбоку. Любая самая расчудесная демократия может существовать только благодаря каждодневному нарушению ее основных принципов, так уж получается. Далее: любая демократия, не нарастившая на себя стальной корсет, обречена опрокинуться от малейшего толчка. И если ее сменит всего лишь авторитаризм или олигархическая власть, это будет еще не самое страшное. Надо доказывать? Простите... не стану. И вообще это только мое личное мнение. Если исчезнет верховная власть, неподконтрольная животным прихотям толпы, на смену ей придет власть бандита с автоматом или - в лучшем случае - мы быстренько загадим планету так, что на ней станет невозможно жить. Если хотите, Службы существуют для того, чтобы обыватель мог играть в демократию сколько его душе угодно. Вы ведь не возмущаетесь тому, что детские садики обносят заборами?

- Подождите...

- Нет уж, вы подождите, пожалуйста. Вас ведь свобода волнует, я правильно понял? Найдите мне хоть одного свободного человека, кроме Робинзона, тогда и поговорим. Да и тому береговая линия мешала ощутить себя вполне свободным. Возьмите для примера армию или государственные спецслужбы - тут государство мирится с формами управления, достойными Рамзеса, и вроде бы ничего... Живем и будем жить. Простите за банальность, никакая разумная социальная структура не основывается на такой размытой материи, как свобода или, еще хуже того, справедливость, - непременно поскользнется и наделает грохоту. Критерием полезности структуры является ее жизне- и дееспособность, а уж какой ценой - вопрос десятый и лишний.

Кстати, о справедливости. В свое время по параметру РНС - он так и, назывался: ,,равнение на справедливость’’, меня едва не отчислили из Школы. Потом, правда, оставили.

- Изменились правила?

- Нет, пришлось измениться мне. Правда, не слишком сильно - ровно настолько, чтобы психологи решили, что мой индекс социальной ответственности все же выше тяги к справедливости... НазадЭ

*

Иначе уже нельзя. Спорить не о чем. Иначе мы вымрем. Окончательно отравим воздух и воду, выхлебаем из земли последние капли нефти, начнем драться за битуминозные пески... Сожрем планету. Жрать - это мы умеем лучше всего.

Я давно понял, что если можно сравнить человечество с выдуманным человеком, то человек этот по типичным повадкам - малолетний трудновоспитуемый хулиган со стерильным интеллектом; говорить с ним бесполезно, а сразу начинать пороть - вроде бы жалко...

Тезис первый: человек за два-три миллиона лет эволюции еще не вполне произошел от своего обезьяньего предка и в существующем виде не может с полным на то основанием считаться человеком разумным, ты не согласен? Достаточно поверхностного знания истории, хотя бы новейшей...

Человек и вправду велик, хотя обычно склонен преувеличивать свои достижения; он звучит так-то и так-то, он преобразовал все, до чего смог дотянуться, он отравил почву и выращивает на ней вполне съедобную морковку. Верно? Одновременно это одно из самых хищных и безжалостных созданий, существовавших на Земле с Мелового периода, порождение крокодилов, как было сказано, хотя я думаю, что не следует зря обижать ни в чем не повинных рептилий сравнением с хомо сапиенс.

Это самое хитрое, мелочное и эгоистичное существо, победившее в эволюционной борьбе и, по-видимому, остановившееся в своем развитии.

Так? Я вижу, ты следишь за ходом вполне банальной мысли. Тезис второй: ты, я и еще ****** миллиардов людей на планете Земля сравнительно мало интересуемся тем, кто мы такие и откуда взялись, зато живо озабочены тем, что станет с нами завтра. Причем слово ,,завтра’’ я употребляю в самом буквальном смысле: завтра значит именно завтра, а не через пятьдесят лет. ****** миллиардов людей хотят выжить сегодня, выжить завтра, а когда завтрашний день станет сегодняшним, они будут желать того же самого, и послезавтра, кстати, они тоже будут желать того же самого, что вполне объяснимо и естественно, - короче говоря, нынешнее поколение весьма склонного к самоистреблению человечества желает выжить на этой планете и плавно перетечь своим потомством в следующее поколение, которое будет озабочено той же основной проблемой. Отсюда и третий тезис, вытекающий из первых двух и вопроса ,,как быть?’’. До сих пор единственная во Вселенной земная популяция вида хомо сапиенс демонстрировала трогательное следование законам развития любой крупной животной популяции, и нет никаких признаков того, что такое положение когда-нибудь радикально изменится.

Эрго: до тех пор, пока каждая - непременно каждая! - человеческая особь не начнет думать и вести себя иначе, что само по себе сомнительно, - до тех пор место человека ... в зоопарке, с той лишь разницей, что клетку для себя человек должен соорудить сам, ибо больше некому. По сути, в зародыше это уже сделано: любая политическая система изначально есть клетка, разница между ними лишь в размерах и в том, у кого хранятся ключи от дверцы...

- Насколько я вас поняла, вы убеждены, что цель оправдывает средства, а ваша цель состоит в уменьшении человеческих потерь.

- Знаете, в подготовительном интернате у нас был учитель истории, - так вот он, когда не знал ответа на вопрос, любил повторять: ,,Так исторически сложилось’’. А я добавлю: могло быть хуже.

Либо терпеть Службы, либо идти к пропасти, альтернативы не вижу. О том, чтобы страну опять не подбили на взлете, пусть думают другие - наша задача не позволить ей запутаться в собственных крыльях. Всему свое время; глухонемому прежде логопеда нужен отоларинголог... Не настолько я туп, чтобы вообразить, что благодаря Службам воцарится сплошная благодать и над миром что-нибудь да воссияет. Бардак - пока да, пожалуй. Вынужден согласиться. Только он не людоедский, тут я должен вас поправить. Он - людоохранный... НазадЭ

*

Надо было ждать. Малахов отделил пол-экрана и позволил компу выбрать канал телевидения. Там была искусственная метель за окном, и пышнотелая русоволосая секс-дива, по сценическому имени - Воспламеняющая Задом, с улыбкой а-ля Джоконда на румяном лице деловито снимала с себя валенки, ватные штаны и телогрейку. Национальный модный колорит. В куче сброшенной на пол спецодежды глаз невольно искал какой-нибудь ломик или разводной ключ, но, наверно, девушка оставила инструмент за дверью. Помянув недобрым словом Службу Духовного Здоровья Населения, Малахов вырубил канал. НазадЭ


выше

ГЛУМОТОРИЙ

1/6: ДЕТИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

ниже

PSYСHOTRON: ЭПИЛОГ

 

^

Hosted by uCoz