Владимир КрыськоСОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИНКТ ( публикуется в редакции Ч.П. ) Социальный инстинкт - это фиксированная в генетическом коде программа приспособления, самосохранения и продолжения рода, отношения к себе и другим. Инстинкт самосохранения и инстинкт продолжения рода - базовые, они обеспечивают физическое выживание особи и вида. Специфические человеческие инстинкты - исследовательский инстинкт и инстинкт свободы - служат первичной специализации человека, а инстинкт доминирования и сохранения достоинства - самоутверждению и самосохранению человека в обществе. Инстинкт альтруизма социализирует приспособительную сущность остальных инстинктов. Обычно у человека один или несколько инстинктов доминируют, а остальные выражены слабее. Из доминирования того или иного инстинкта вытекает первичное различие людей. Можно выделить 7 типов людей по доминированию того или иного инстинкта. Эгофильный тип. Доминирует самосохранение. С раннего детства наблюдается склонность к повышенной осторожности, к обострённой сбиотической связи с матерью ( ребёнок не отпускает от себя мать ни на миг ), склонность к мнительности, нетерпимость к боли, тревожность в отношении неизвестного, эгоцентричность. Кредо - "безопасность и здоровье превыше всего". Эволюционная целесообразность наличия такого типа людей заключается в том, что сохраняя себя, они являются и хранителями генофонда рода. Но эгофильный тип может быть одной из причин "тяжёлого характера", которому присущи чрезмерный эгоизм, подозрительность, мнительность, истеричность, трусливость. Генофильный тип. Доминирует инстинкт продолжения рода. Уже в детстве интересы фиксированны на семье, такой ребёнок спокоен только тогда, когда вся семья в сборе, все здоровы и у всех хорошее настроение. Их кредо - "интересы семьи превыше всего", "мой дом - моя крепость". Ради детей и семьи готовы жертвовать собой. Альтруистический тип. Доминирует инстинкт альтруизма. С детства проявляется доброта, заботливость к близким, способность отдать другим последнее, даже то, что необходимо самому. Самоотверженные люди, посвятившие жизнь общественным интересам, защите слабых, помощи больным, инвалидам, - это люди-альтруисты. Кредо - "доброта спасёт мир", "доброта превыше всего". Эволюционное значение для интересов вида такого типа людей очевидно. Исследовательский тип. Доминирует инстинкт исследования. С детства наблюдается повышенная любознательность, стремление во всём добраться до сути, бесконечные вопросы "почему?". Такие дети не довольствуются поверхностными ответами, много читают, делают эксперименты. В конце-концов из них, чем бы они не увлекались, вырастают творческие личности. Великие путешественники, изобретатели, учёные - люди этого типа. Кредо - "творчество и прогресс превыше всего". Доминантный тип. Преобладает инстинкт доминирования. С детства проявляется умение организовать игру, поставить цель и сфокусировать волю для её достижения, разбираться в людях и вести их за собой, деловитость. Позднее специфика проявляется как приоритет статусных потребностей ( карьеризм ), усиление потребности контроля над другими, склонность учитывать потребности всего коллектива при пренебрежении интересами одного, конкретного человека. Кредо - "дело и порядок - превыше всего", "будет хорошо всем - будет хорошо каждому". Лидеры, руководители, политики, организаторы, но и "тяжёлые характеры" самодуров, тиранов вырастают на основе этого типа. Либертофильный тип. Доминирует инстинкт свободы. Уже в в колыбели дитя этого типа протестует, когда его пеленают; склонность к протесту против любого ограничения свободы растёт вместе с ним. Преобладающие качества - стремление к самостоятельности, упрямство, терпимость к боли, лишениям, предрасположенность к риску, нетерпимость к рутине, бюрократизму. Подавлены инстинкты самосохранения, продолжения рода, что проявляется в склонности к уходу из семьи. Кредо - "свобода првыше всего". Такие люди естественно ограничивают тенденции доминантного типа. Они - хранители свободы, интересов и индивидуальности каждого, а с этим - и хранители жизни. Дигнитофильный тип. Доминирует инстинкт сохранения достоинства. Уже с детства такой ребёнок способен уловить иронию, насмешку и абсолютно нетерпим к любым формам унижения. Это тот случай, когда с ребёнком можно договориться, только убедив его, и только с лаской. Такой человек готов во имя сохранения чести и достоинства поступиться своей жизнью, свободой, карьерой, профессиональными интересами, семьёй. Кредо - "в нашем роду не было трусов и подлецов!", "честь превыше всего!". Эволюционная целесообразность такого типа заключается в том, что они - хранители чести и достоинства личности, а с этим - жизни, достойной человека. / В.Крысько, "Социальная психология: словарь-справочник" / |