^   С О Д Е Р Ж А Н И Е   ^
 

http://satanism.ru

AdvoсatusD

РОДИОН РАСКОЛЬНИКОВ И ГАННИБАЛ ЛЕКТОР

  Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам:
если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его,
то не будете иметь в себе жизни.
(Евангелие от Иоанна, 6:53)




Данная статья представляет собой размышление о том, в силу каких причин Родион Раскольников не сумел самореализоваться, в отличие от Ганнибала Лектора. Автор надеется, что читатель знаком с романом Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», а также с трилогией Томаса Харриса «Красный Дракон» - «Молчание ягнят» – «Ганнибал».

Как мы знаем, Раскольников прекрасно осознаёт всю условность традиционной морали, а как студент-правовед – несовершенство юридической системы и несправедливость социального устройства. Его цель - приобретение первоначального капитала, столь необходимого для его успешной карьеры, наиболее быстрым и доступным путём – посредством ограбления и убийства старухи-процентщицы. Раскольников отдаёт себе отчёт, что это, несложное с технической стороны, дело таит в себе подводный камень, а именно – табу на убийство, которое, по мнению Достоевского, записано Богом на плотяных скрижалях человеческого сердца. Итак, в игру вступает психология.

Был ли Раскольников внутренне готов к тому шагу, который он мысленно наметил, каково было его рациональное отношение и внутреннее сосояние? С позиции разума, он проработал вопрос вдоль и поперёк, досконально, чётко. Однако его сны свидетельствуют, что он не достиг полного единства в своём естестве. Эффект эхо-магнита стал для него полной неожиданностью – когда подсознание начало реализовывать заложенную в него Раскольниковым же программу, он счёл это рукой дьявола. То есть, Раскольников не принял на себя ответственности за совершаемое им деяние.

В этом ключе интересны также отношения Раскольникова с Соней Мармеладовой. В душе Раскольникова образ Сони обретает архетипические черты «вечной Сонечки». Здесь проглядывает образ Анимы, а если мы поиграем в слова, то и Анимы Мунди :) Раскольников пытается уйти от ответственности и, как и следовало ожидать, ищет убежища у Женщины, в бессознательных воспоминаниях безопасности Материнского Лона.

Раскольников разрывается между состраданием и жаждой утверждения своей жизни и воли, которую можно реализовать лишь за счёт унижения и уничтожения других людей. Раскольников не может принять жизнь такой как она есть – сильный побеждает и пожирает слабого, а человек – лишь животное, притом куда более искушённое как в добре, так и в зле, чем его младшие братья. В этом прекрасном, но жестоком мире, нет места ни жалости, ни состраданию.

Роковой ошибкой Раскольникова стала незаметная подмена цели. Он убивает не ради денег, но ради протеста, это своего рода экзистенциальный акт отчаяния. Раскольников мстит обществу, Богу, себе. В принципе, таким образом реализуются обе цели – господство и страдание – сначала убиваешь, потом несёшь наказание (похоже, это и есть гениальный рецепт Достоевского) J Раскольников бунтует против общества, но не может выйти за его рамки, так как мыслит социальными стереотипами. Ему приходится вести войну на два фронта – вовне и внутри себя. Раскольников – сильная личность, но его идеализм не даёт принять себя целокупно – как чёрта и ангела в одном лице.

Отношения Лектора с обществом совсем иные, и он не столь асоциален, как может показаться. Он пишет статьи в журналы, заботится о благозвучии филармонического оркестра, внедряет свои представления о приличии – наказывает грубость и хамство. Более того, Ганнибал помогает по мере сил самореализации Уилла Грэхема и Клариссы Старлинг. Итак, Лектор прекрасно интегрировался в общество, в отличие от Раскольникова. Он имеет медицинскую степень, имя в научных кругах, он богат, его любят женщины, он берёт от жизни всё. Просто он сам устанавливает правила своего взаимодействия с обществом.

Возвращаясь к теме либидо, мы видим, что Ганнибала также увлечён женщиной, и даже, следуя киноверсии, жертвует ради неё кистью своей руки. Однако, дальнейшая история в романе сильно расходится с фильмом. Лектор похищает Клариссу Старлинг и создаёт из неё любовницу по образу и подобию своему. Он буквально перепрограммирует специального агента К.Старлинг и создаёт в ней дополнительную личность – воскрешает свою убитую сестру Мишу.

Что касается принятия ответственности, то похоже, что это именно тот краеугольный камень, на котором базируется его нечеловеческое спокойствие и неуязвимость. Лектор - стоик, недаром он так любит цитировать Марка Аврелия. Когда людям Мейсона Верджера наконец удаётся поймать Лектора, то кажется, что ему не остаётся никаких шансов. Однако Лектор обладает потрясающим терпением и внимательностью. Когда его противник делает малейший промах, Лектор никогда его не упускает.

Если мы заглянем в его внутренний мир, то увидим удивительную степень абстрагирования – Лектор воссоздаёт свой совершенный мир в себе самом. Он владеет громадным замком со множеством комнат, уставленных разными диковинками и предметами искусства, куда не никто не сможет прийти без приглашения. Экстраполируя эту способность к отвлечению, мы можем предположить, что для Лектора стереотип человека просто не существовал. В окружающих его людях он видел лишь несовершенных существ, которые по недоразумению или по воле рока, владели тем, в чём нуждался он – будь то деньги или же внутренние органы, используемые Ганнибалом в кулинарии. Таким образом, пресловутая проблема убийства человека не стояла перед Лектором.

И в тоже время Ганнибал воспринимает людей как личностей. Низведённые до уровня вещей, они воскресают для Лектора как актёры. Так, вспарывая внутренности Грехэма, Лектор с сожалением замечает, что любая пьеса должна иметь финал, и в знак уважения обещает съесть его сердце. Напротив, убивая Распэйла, Лектор издевается над ним и подшучивает, вонзив стилет в трепещущее сердце – смотри-ка, дрожит совсем как соломинка в паучьей норе! J Смерть же испектора Пацци Ганнибал вообще превращает в захватывающую драматическую постановку, остроумно воссоздавая сцену казни его вероломного предка Франческо у стен Палаццо Веккио.

Лектор воспринимает жизнь как театр. Его моралью стала эстетика. Он терпим и полон понимания к людям. В качестве примера вспомним его почти отеческое отношение к Френсису Доллархайду, вырезавшему целые семьи, танцевавшему как балерина с чулком на голове и бабушкиной челюстью во рту, гордо дрочившему над трупами а-ля Великий Красный Дракон. Лектор считает равноправными все низменные и возвышенные человеческие проявления – ведь исключи мы те или другие, театр жизни утратил бы часть своего многообразия.

И в заключение, хотелось бы упомянуть об отношениях Ганнибала с Богом. Недаром, хотя бы в виде курьёза, он собирал заметки о случаях «расправы» Вседержителя над верующими – например, посредством обрушивания крыш церквей во время богослужения. Жизнь Лектора – это оскорбление традиционному Богу, это его подначка над несовершенным, но ревнивым Творцом. Лектор не просто нарушает заповедь «не убий!» – он наслаждается как самим процессом убийства, так и гастрономическими качествами тел своих жертв. Но мы видим, что Ганнибал, как никто другой, жил в гармонии с самим собой, своей духовной и животной природой, а также с окружающим его миром.

 

 

^

Hosted by uCoz