WarraxВЫПАС ДУШ НА ПРАВОСЛАВНОМ ПОЛЕ ( отрывок ) Рукопожатие щупальцами
Попытайтесь вспомнить – слышали ли вы о том, как некий "православный психотерапевт" (или священник), избавив кого-либо от алкогольной либо наркотической зависимости или вытащив из какого-нибудь кришнаитства и прочей мунятины, одновременно не затащил бы клиента в РПЦ? Вот и мне не припоминается... Дополнительной целью, о которой упоминалось, и которая важнее лечения, т.к. связана со "спасением души", является именно агитация к обращению в православие. Это очевидным образом следует из вышеприведенных цитат – ведь нельзя же внушить греховность неверующему человеку. А вот верующему, да еще определенным способом – без проблем. Поэтому ситуация образно выглядит приблизительно так: заблудившегося и просящего ему помочь аккуратно и незаметно для него сталкивают в пропасть, но при этом держат за руку – и когда тот чувствует падение, предлагают вытащить, но не туда, куда тому требовалось, а туда, где стоит протягивающий руку. Понятно, что в такой ситуации не до выбора... а когда неофит вытащен в нужное место и у него автоматом возникают чувства благодарности и доверия (спасли же!), то рука, одобрительно похлопывающая его по плечу, незаметно для того (а чего беспокоиться, если доверяешь – спаситель же!), превращается в щупальце, которое все крепче обвивает жертву, и ей, как правило, уже не вырваться из засасывающих объятий... При этом шупальца не удовлетворяются единственной жертвой, а рыскают вокруг, стремясь захватить его родственников, друзей и т.д. Иллюстрирую примером: "Некоторые практические советы священника и врача" священника Георгия Романенко, детского врача-психоневролога. Разумеется, куда больше священника, чем врача.
Как видите, лучшая профилактика с т.з. называющего себя врачом – немедленное воцерковление всей семьи оптом. Причем следует обратить внимание на то, что эти духовные основы должны быть непременно христианскими. Но где же следующий шаг? Ведь исходя из этой "главной причины", все индусы, мусульмане или буддисты, не говоря уж об атеистах, давно должны превратиться в монстров – ведь у них по определению отсутствуют "православные духовные основы". В стремлении проявить благочестие и "спасти душу" религионеры не пренебрегают буквально ничем. 19 июля прошлого года была опубликована запись, наговоренная на диктофон Владимиром Николаевичем Никитиным.
Далее Владимир Николаевич рассказывает, что беспрерывная психологическая обработка плюс некоторые соображения, связанные с тяжелой ситуацией в семье, склонили его подчиниться давлению и формально согласиться на обряд, противоречащий его убеждениям. Можно по-разному относиться к поступку умирающего, но факт остается фактом – православные слетелись к нему как стервятники. Поскольку в хосписе не может не быть психолога, и он там явно православный, то ситуация показательна – опять медику плевать на больного, он занят "спасением его души"... Вот такая танатопсихология "по?христиански". Из книги И. Харди "Врач, сестра, больной. Психология работы с больными", Будапешт, 1988 г.:
Ну что ж – христианские "целители" хорошо поняли умирающего: за сына действительно можно растоптать собственную личность. Ну и покой обеспечили методом "мучительной обработки". При этом даже не выполнили декларированной цели – поскольку "спасти душу" даже согласно христианской догматике может только искренне просящий этого у бога, формальный обряд не имеет никакого теологического значения. Он имеет значение бюрократическое – в графу "количество причащенных" добавилась еще одна галочка... Подготовка кандидатов для воцерковления идет широким фронтом по всем областям. При этом деятельность такого рода не всегда очевидна. Скажем, какой-нибудь "православный психологический центр", в котором будут заниматься охмурением клиентов, действует напрямую. Но есть и косвенные методы воздействия на население. Скажем, в статье "Церковь против секса – секс против церкви" И. Кокоткин пишет:
Вот подобные действия (еще одно припоминается сходу – дети обязаны любить своих родителей, что бы те собой не представляли и как бы к детям не относились) куда менее заметны, но действуют в том же направлении, создавая стандартный психологический диссонанс. Который попы и иже с ними всегда готовы помочь разрешить. Не забывая, разумеется, про свою пользу... Резюме "православные психологи стремятся воцерковить пациента, а не вылечить" следует не только из анализа их практики, но и из теоретических положений. Выше цитировалось, что с т.з. "святоотеческой психиатрии" причины неврозов и т.д. лежат в пренебрежении "духовной жизнью". Ergo – если клиента воцерковить, то этой самой духовной жизни у него будет просто завались, и невроз покажется малозначащей мелочью. Таким образом, православный психолог может и не иметь психологического образования – ему достаточно применять один-единственный метод "послать воцерковляться", и все. Остальное – в руце божией. Тем не менее, православные психологи часто знают психологию на вполне приличном уровне, не хуже своих коллег-атеистов. Для чего же они используют свои знания, если причина психических девиаций обуславливается "бесами", а не психологическими причинами? Элементарно – для манипулирования разумом клиента с целью убеждения его в необходимости этого самого приобщения к церкви. Причем это верно для обоих возможных случаев: если православный психолог – искренне верующий, то он применяет свои знания для убеждения из-за стремления помочь "обрести бога"; если же он просто конъюнктурщик – то он поступает так же вполне сознательно, отрабатывая свои серебряники, получаемые за забывание клятвы Гиппократа. В заключение рекомендую всем к прочтению работу "Будущее одной иллюзии" Зигмунда Фрейда.
Special for FLB August XXXVII A.S. |