^   С О Д Е Р Ж А Н И Е   ^
 
http://warrax.croco.net

Warrax

ВЫПАС ДУШ НА ПРАВОСЛАВНОМ ПОЛЕ

( отрывок )

Рукопожатие щупальцами

  Нрав людей непостоянен, и если обратить их в свою веру легко, то удержать в ней трудно. Поэтому надо быть готовым к тому, чтобы, когда вера в народе иссякнет, заставить его поверить силой.

— Н. Маккиавели

Попытайтесь вспомнить – слышали ли вы о том, как некий "православный психотерапевт" (или священник), избавив кого-либо от алкогольной либо наркотической зависимости или вытащив из какого-нибудь кришнаитства и прочей мунятины, одновременно не затащил бы клиента в РПЦ?

Вот и мне не припоминается...

Дополнительной целью, о которой упоминалось, и которая важнее лечения, т.к. связана со "спасением души", является именно агитация к обращению в православие. Это очевидным образом следует из вышеприведенных цитат – ведь нельзя же внушить греховность неверующему человеку. А вот верующему, да еще определенным способом – без проблем.

Поэтому ситуация образно выглядит приблизительно так: заблудившегося и просящего ему помочь аккуратно и незаметно для него сталкивают в пропасть, но при этом держат за руку – и когда тот чувствует падение, предлагают вытащить, но не туда, куда тому требовалось, а туда, где стоит протягивающий руку. Понятно, что в такой ситуации не до выбора... а когда неофит вытащен в нужное место и у него автоматом возникают чувства благодарности и доверия (спасли же!), то рука, одобрительно похлопывающая его по плечу, незаметно для того (а чего беспокоиться, если доверяешь – спаситель же!), превращается в щупальце, которое все крепче обвивает жертву, и ей, как правило, уже не вырваться из засасывающих объятий...

При этом шупальца не удовлетворяются единственной жертвой, а рыскают вокруг, стремясь захватить его родственников, друзей и т.д. Иллюстрирую примером: "Некоторые практические советы священника и врача" священника Георгия Романенко, детского врача-психоневролога. Разумеется, куда больше священника, чем врача.

"То есть в конечном счете все сводится к главной причине: если в вашей семье не заложены христианские, православные духовные основы... – то вполне реальна угроза, что ваш ребенок может стать в дальнейшем членом какой-нибудь сатанинской группировки.

Надо совершенно изменить жизнь, срочно придти в храм всей семьей, полностью принять православную веру, учить молитвы, освятить свой дом и брак. Родителям бросить страшные греховные привычки...."

Как видите, лучшая профилактика с т.з. называющего себя врачом – немедленное воцерковление всей семьи оптом. Причем следует обратить внимание на то, что эти духовные основы должны быть непременно христианскими. Но где же следующий шаг? Ведь исходя из этой "главной причины", все индусы, мусульмане или буддисты, не говоря уж об атеистах, давно должны превратиться в монстров – ведь у них по определению отсутствуют "православные духовные основы".

В стремлении проявить благочестие и "спасти душу" религионеры не пренебрегают буквально ничем. 19 июля прошлого года была опубликована запись, наговоренная на диктофон Владимиром Николаевичем Никитиным.

"Я, Никитин Владимир Николаевич, доцент кафедры религиоведения, кандидат исторических наук, заболел и попал сначала в Александровскую больницу. Там намечалась резекция желудка и кишки, но потом выяснилось, что болезнь значительно серьезнее, что у меня целый букет болезней и в принципе я не подлежу операции. И меня решили передать в так называемый хоспис. Это – специальное медицинское учреждение для умирающих, где пытаются снять последнюю боль и сделать так, чтобы человек ушел из жизни без боли.

Но хоспис, где я сейчас нахожусь, необычный. Он содержится благодаря благотворительности православной церкви Финляндии. Поэтому после того, как меня сюда привезли, я подвергся мощному моральному давлению медперсонала во главе с главврачом, склонявших меня подвергнуться обряду христианского причастия, чтобы заслужить после смерти прощение бога. Я противился этому, объясняя, что у меня другое мировоззрение, что я – последовательный ученый-материалист и атеист. Но эти доводы не действовали, и мучительная обработка продолжалась."

Далее Владимир Николаевич рассказывает, что беспрерывная психологическая обработка плюс некоторые соображения, связанные с тяжелой ситуацией в семье, склонили его подчиниться давлению и формально согласиться на обряд, противоречащий его убеждениям.

Можно по-разному относиться к поступку умирающего, но факт остается фактом – православные слетелись к нему как стервятники. Поскольку в хосписе не может не быть психолога, и он там явно православный, то ситуация показательна – опять медику плевать на больного, он занят "спасением его души"... Вот такая танатопсихология "по?христиански".

Из книги И. Харди "Врач, сестра, больной. Психология работы с больными", Будапешт, 1988 г.:

...знание и практическое использование взаимосвязей психологических явлений, отклик на них, умение вжиться в эти психологические проявления составляют основы психологической культуры, которая способствует лучшему пониманию больного и тем самым лучшему подходу к его проблемам, лучшему обращению с ним. ...умирающему должен быть обеспечен соматический уход, а также психологический покой."

Ну что ж – христианские "целители" хорошо поняли умирающего: за сына действительно можно растоптать собственную личность. Ну и покой обеспечили методом "мучительной обработки". При этом даже не выполнили декларированной цели – поскольку "спасти душу" даже согласно христианской догматике может только искренне просящий этого у бога, формальный обряд не имеет никакого теологического значения. Он имеет значение бюрократическое – в графу "количество причащенных" добавилась еще одна галочка...

Подготовка кандидатов для воцерковления идет широким фронтом по всем областям. При этом деятельность такого рода не всегда очевидна. Скажем, какой-нибудь "православный психологический центр", в котором будут заниматься охмурением клиентов, действует напрямую. Но есть и косвенные методы воздействия на население. Скажем, в статье "Церковь против секса – секс против церкви" И. Кокоткин пишет:

"В стране, где уровень сексуальной культуры равен нулю и где вопрос врачу: "а правда, что от орального секса бывают дети?" – является нормой, запрещать программы сексуального просвещения и воспитания самоубийству подобно.

Пробивая в государственных органах запрет на образовательные программы для молодежи, так называемые служители Бога одной рукой обрекают тысячи молодых людей на нравственные и физические страдания от половых болезней и абортов, бюджет на огромные траты денег на оплату лечения венерических заболеваний и производство абортов, а другой – всегда готовы прийти им на помощь, утешив их в храме и продав свечу недорого."

Вот подобные действия (еще одно припоминается сходу – дети обязаны любить своих родителей, что бы те собой не представляли и как бы к детям не относились) куда менее заметны, но действуют в том же направлении, создавая стандартный психологический диссонанс. Который попы и иже с ними всегда готовы помочь разрешить. Не забывая, разумеется, про свою пользу...

Резюме "православные психологи стремятся воцерковить пациента, а не вылечить" следует не только из анализа их практики, но и из теоретических положений. Выше цитировалось, что с т.з. "святоотеческой психиатрии" причины неврозов и т.д. лежат в пренебрежении "духовной жизнью". Ergo – если клиента воцерковить, то этой самой духовной жизни у него будет просто завались, и невроз покажется малозначащей мелочью.

Таким образом, православный психолог может и не иметь психологического образования – ему достаточно применять один-единственный метод "послать воцерковляться", и все. Остальное – в руце божией.

Тем не менее, православные психологи часто знают психологию на вполне приличном уровне, не хуже своих коллег-атеистов. Для чего же они используют свои знания, если причина психических девиаций обуславливается "бесами", а не психологическими причинами? Элементарно – для манипулирования разумом клиента с целью убеждения его в необходимости этого самого приобщения к церкви.

Причем это верно для обоих возможных случаев: если православный психолог – искренне верующий, то он применяет свои знания для убеждения из-за стремления помочь "обрести бога"; если же он просто конъюнктурщик – то он поступает так же вполне сознательно, отрабатывая свои серебряники, получаемые за забывание клятвы Гиппократа.

 

В заключение рекомендую всем к прочтению работу "Будущее одной иллюзии" Зигмунда Фрейда.

"Я соответственно возражаю Вам, когда Вы приходите затем к выводу, что человек в принципе не может обойтись без иллюзорного религиозного утешения, что без него он якобы не вынес бы тягот жизни, жестокой действительности. Да, но только человек, в которого Вы с детства вливали сладкий – или кисло-сладкий – яд. А другой, воспитанный в трезвости?.. Конечно,.. он попадет в ситуацию ребенка, покинувшего родительский дом, дом, где было тепло и уютно. Но разве неверно, что инфантилизм принадлежит преодолению? Человек не может вечно оставаться ребенком, он должен в конце концов выйти в люди, в "чуждый свет". Мы можем называть это "воспитанием чувства реальности", и должен ли я еще разъяснять Вам, что единственная цель моего сочинения – указать на необходимость этого шага в будущее?"

Special for FLB

August XXXVII A.S.

 

 

^

Hosted by uCoz